Всю эту неделю — с 2 по 6 декабря — в московском «Экспоцентре» проходит выставка «Здравоохранение-2024». Имеется там и крохотная автомобильная секция — буквально три стенда с так называемыми переделанными машинами, то есть с медицинскими на базе серийных. Мы обошли все три, на всех поговорили (естественно, не только о медицине), докладываем о результатах.
Для начала предлагаем расшифровку нашей небольшой беседы с генеральным директором «СТ Нижегородец» Владимиром Гойхманом. Компания примечательна тем, что, базируясь в Нижнем Новгороде, не занимается модернизацией автомобилей ГАЗ, да и до 2022 года ее основной продукцией были доработанные версии Ford Transit и Iveco. Сегодня ключевым партнером «СТ Нижегородец» стала компания «Соллерс». Между тем широкому кругу автолюбителей «СТ Нижегородец» стал известен после старта проекта по доработке первого поколения Haval F7 под нужды полиции, Росгвардии и Следственного комитета, а также Военной автомобильной инспекции. На улицах городов действительно стали появляться Haval F7 в милицейской бело-синей раскраске с шильдиком «ДПС». В связи с устареванием и естественным выводом из эксплуатации прежних моделей полиции на самом деле полюбились Хавейлы. Вот только 7 ноября губернатор Калужской области Владислав Шапша сообщил о поступлении 41 Haval F7 в Госавтоинспекцию региона. А что с новым поколением F7 — будет ли оно адаптировано для силовых структур «СТ Нижегородец»?
Сергей Арбузов: Владимир, есть вопрос, который я просто обязан задать от лица всех читателей Дрома — кто придумал устанавливать шильдик «ДПС» вместо эмблемы с надписью Haval на радиаторной решетке? Это требование заказчика?
Владимир Гойхман: Началось все, конечно, с требований международной обстановки — поначалу была мысль вообще убрать шильдик с названием марки, сделать такой «ноу нейм». Но затем стало понятно, что это место нужно чем-то закрыть, нужна заглушка, поэтому появилась идея красивого шильдика «ДПС». На презентации автомобиля сотрудникам МВД идея очень понравилась. Полицейские ее оценили и сказали: «Мы хотим, чтобы появился бренд ДПС». По-моему, получилось очень неплохо.
С. А.: По направлению Haval вы напрямую работаете с заводом в Тульской области или закупаете машины через представительство?
В. Г.: Ни то, ни другое — просто покупаем у дилеров обычный автомобиль и уже дорабатываем по требованию заказчика. Договариваться с заводом о поставках для нас каких-то особенных недокомплектных версий не имеет смысла, потому что для завода это обернется сложностями и, вероятно, специальной перенастройкой конвейера. Да и нам это не нужно: мы, по большому счету, кроме шильдиков, из машины ничего не убираем, а вот добавляем много чего.
С. А.: Согласно данным редакции Дрома, с января по сентябрь на учет в Госавтоинспекцию встали 845 модернизированных под нужды силовых ведомств Haval F7 первого поколения. А что со вторым поколением F7, возьмете в работу? Поможет это вам увеличить объемы производства?
В. Г.: Мы сейчас готовим опытный образец, затем выйдем на апробацию: нужно получить сертификат и пройти процедуру постановки на снабжение — это комплекс испытаний, которые проводятся по методике заказчика и без которой силовые структуры машину приобрести не смогут. Что касается сроков, к середине следующего года мы уже сможем предложить машину нашим заказчикам.
С. А.: Наши данные постановок на учет показывают, что в феврале был введен в эксплуатацию модернизированный вами пикап Great Wall Poer, а в сентябре — еще два, причем обе исходные машины произведены уже в 2024 году. Что это за версии?
В. Г.: Сейчас не припомню точно, по-моему, это для МЧС — мы выпускаем больше десяти тысяч автомобилей, всего в голове не удержать. Кстати, на базе пикапов мы предлагаем и инкассаторские машины.
С. А.: А что за один доработанный Haval Dargo был поставлен на учет?
В. Г.: Это точно версия для МЧС.
С. А.: Какие здесь перспективы по заказам?
В. Г.: Машина сертифицирована, но пока на следующий год на Dargo заказа нет. Я думаю, что желающие найдутся: дело в том, что сейчас во многих организациях бюджет еще не утвержден. По крайней мере, МЧС мы эту машину представляли, и сотрудники ведомства высоко ее оценили.
С. А.: В этом году вы представили на «Здравоохранении» медицинский автомобиль на базе пикапа ST6. Сейчас этот и два других пикапа — ST8 и ST9 будут осваивать на УАЗе с глубокой локализацией. Будут в вашем портфолио исполнения на базе ST8 и ST9?
В. Г.: Мысли такие есть, но нам для начала нужно получить живые машины, чтобы их, как говорится, пощупать.
Медицинский Sollers ST6, доработанный «СТ Нижегородец». Варианты компоновки предусмотрены следующие: А — водитель, два сопровождающих и пациент в лежачем положении; Б — водитель, один сопровождающий и два лежачих пациента.
С. А.: А есть ли заказчик на медицинский ST6?
В. Г.: Нет. Этот автомобиль — наша инициативная новинка, на выставке мы собираем о ней мнения. Мы понимаем, что если он и будет востребован, то скорее это будут регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока — в общем, там, где проблемы с дорогами. Мы понимаем, что таких больших заказов, как на стандартную скорую помощь, ожидать не приходится, потенциал таких исполнений — несколько десятков в год.
С. А.: Вы будете предлагать машину Министерству здравоохранения?
В. Г.: Нет, мы работаем напрямую с эксплуатирующими организациями.
С. А.: Я обратил внимание, что у вас в прошлом году была прибыль 670 миллионов. Можно ли ожидать, что в этом году будет лучше?
В. Г.: К сожалению, нет. Мы стараемся сделать так, чтобы итоги этого года не оказались хуже… В этом году очень сильно выросли издержки. Тут негативного влияния от одной ключевой ставки хватит, чтобы испортить результат. Увы, нам недоступны кредиты ФРП под 5% и тем более под 3% — приходится брать под 28%. Мы постоянно общаемся с Минпромторгом, выходим с предложениями, но пока безрезультатно.
В прошлом году на базе Sollers Atlant «СТ Нижегородец» представил автомобиль скорой помощи. В этом году машину показали с обновленным салоном: учтены все пожелания медиков в части организации рабочего места, расположения оборудования, удобства эксплуатации. Появилось больше розеток и даже разъемов USB, новые, более удобные кресла. Между тем основным заказчиком «СТ Нижегородец» остается сам «Соллерс».